Перечень действий, которые необходимо произвести с автомобилем перед поездкой, известен каждому водителю. Его можно прочитать практически в любой книге, посвященной ремонту или эксплуатации автомобиля: это контроль уровня масла, тормозной жидкости и т. д. И конечно, контроль уровня давления в шинах.
Очень трудно поспорить с тем, что давление в шинах — это очень важный параметр, но об этом, как и о влиянии данного параметра на активную безопасность мы поговорим ниже. А теперь представьте себе водителя, который перед каждой поездкой бегает вокруг автомобиля с манометром, проверяя степень накачки колес. Конечно, если иметь минимальную фантазию, то представить это не сложно, но в повседневной жизни таких людей встретишь не часто. В основном водители удосуживаются проверять давление лишь перед дальней поездкой, а ежедневный контроль сводится к пинку по колесу, да и то не всегда (чаще всего единственным результатом такого «контроля» оказывается испачканная шина или ботинок).
Вот и получается, что эта рекомендация сродни рекомендации совершать утренние пробежки.
А может, и не стоит особо зацикливаться на этом, может, ничего страшного и не случится? Может, небольшое отклонение от нормы особого влияния ни на что не оказывает? А большое отклонение водитель сразу почувствует?
Давайте посмотрим, чем грозит отклонение давления от нормы в ту или иную сторону.
Сначала возьмем для примера не самый распространенный случай, когда давление в колесе превышает установленную норму. В этом случае увеличивается жесткость покрышки, в результате чего на кузов и подвеску автомобиля передается большее количество ударов и вибраций (увеличивается износ подвески), кроме этого увеличивается износ средней части протектора, соответственно серьезно снижается ресурс и, самое важное, изменяется сила сцепления колесо-дорога, причем в сторону снижения.
При понижении давления ниже установленной нормы увеличивается износ боковых частей протектора, увеличивается сила сопротивления качению (и соответственно растет расход топлива), жесткость покрышки снижается, что отрицательно сказывается на курсовой устойчивости особенно в поворотах, когда проявляется эффект подламливания резины, и также снижается ресурс покрышки.
Для того чтобы в реальном времени контролировать давление в колесах, существуют хитрые устройства с весьма витиеватым названием — датчики давления в шинах. Собственно в этом названии и кроется предназначение этих устройств. Их задача состоит в том, чтобы своевременно сообщить водителю о критическом изменении давления в шинах. Конечно, в случаях серьезного прокола или взрыва покрышки они не помогут, ведь водитель и без всяких датчиков почувствует увод автомобиля. А вот при так называемом медленном проколе или просто спускающей покрышке они могут быть просто незаменимыми. Вовремя почувствовать, что у тебя проколото колесо в случае, если давление падает медленно, это не всегда очень просто, ведь небольшой увод автомобиля можно списать на наклон дороги, на неоднородность покрытия, эта ситуация усугубляется на извилистой дороге. В такой ситуации можно просто испортить резину, а можно попасть и в передрягу, если, не дай бог, покрышка сорвется с диска в повороте.
Установленная система контроля в таком случае вовремя предупредит водителя об изменении соответствующего параметра и даст ему достаточно времени для безопасной остановки автомобиля.
Конечно, такие системы еще слабо распространены на российском рынке, и стоят они достаточно дорого, но если прикинуть, сколько стоит хорошая покрышка от зарубежного производителя, то сумма уже не кажется слишком завышенной.
Таким образом, если вы желаете потратить определенную сумму на приобретение какого-нибудь автомобильного аксессуара, то стоит уделить немного внимания данным системам, а мы, в свою очередь, постараемся помочь вам с выбором.
Материал подготовил Олег ТИХОНОВ.